НУКЕР аватар

СЁРИНДЗИ-КЭМПО в качестве положительного примера в требованиях и положениях.

Наш форум это - форум о ХКД - но в любом случае есть чему учиться и в других направлениях БИ.

Статья из журнала КЭМПО.                                     

ЧТО такое Сёрендзи - кемпо

В ноябре 1989 года я приехал в Японию по приглашению руководителя филиала федерации Сёриндзи-кэмпо в преферактуре Канагава, Эндо-сэнсея (5-й дан). В течение трех месяцев я стажировался у него в теории и практике уникальной системы физического воспитания, духовного совершенствования и самозащиты Сёрендзи-кэмпо.

Живя в доме Эндо-сэнсея, я имел возможность наблюдать за образом жизни и обычаями японцев, их поведением в семье, на тренировках и в обществе. Особое внимание я уделял изучению питания тех из них, кто практикует искусства Будо. Мне повезло, так как Эндо-сэнсей оказался специалистом в области макробиотики,   т. е. естественного способа питания на основе принадлежности продуктов к категориям инь-ян. Я на себе прочувствовал эффективность такого питания. Если коротко объяснить его принцип, то он состоит в сбалансированности продуктов земли и моря, когда учитывается их знак (инь-ян, т. е. теплые/холодные свойства), цвет, зона произрастания; сезон года; возраст, пол и род деятельности человека; «внешним» или «внутренним» видом боевых искусств он занимается. Сёриндзи-кэмпо является смешанным стилем (внешним и внутренним одновременно), поэтому особых ограничений в питании не требует. Главным является, как я уже сказал, сбалансированность рациона.

Распорядок дня был напряженным. Ежедневно 6 часов я работал с методической литературой по Сёриндзи-кэмпо и восточной медицине. А вечером, когда Эндо-сэнсей возвращался с работы, (он руководит фирмой, производящей очистительные установки для сточных вод) мы ехали с ним на тренировку, которая длилась с 19 до 22 часов. Вначале я один час тренировался с детской группой, а затем два часа – с взрослой. Эндо-сэнсей тому времени возглавлял данный филиал более двух лет, с момента получения им 5-го дана (что соответствует 15-ти годам занятий). В Сёрендзи-кэмпо право на руководство филиалом получают лишь по достижении уровня 4-го или 5-го дана. Обладатель 3-го дана может быть только инструктором. Методика занятий с детьми отличается от тренировок взрослых преобладанием игровых методов, исключением приемов, воздействующих на суставы и позвоночник, большей мягкостью тренинга.

 Еще мне посчастливилось побывать на тренировках у Хираи-сэнсея (6-й дан) – учителя моего учителя Эндо, и у Танимура-сэнсея (7-й дан), имеющего собственное додзё (т. е. тренировочный зал). Иметь собственное додзё могут только богатые люди, а Танимура таковым является, занимая пост директора химической компании. В основном же, группы Сёриндзи-кэмпо тренируются в спортивных залах школ, колледжей, университетов, арендуя их за небольшую плату или даже бесплатно. Поскольку в Японии придают огромное значение физическому воспитанию детей и молодежи, поскольку для большинства фирм является делом престижа строительство спортивных сооружений и безвозмездная передача их местным властям. В городе Асигара, где я жил, любая школа имеет большой спортивный зал с зеркальным паркетным полом, размерам и оснащению которого остается только завидовать.

 Тренировке всегда предшествует то, что «кэнси» (кулачный борец) у входа в додзё снимает обувь и ставит ее в специально отведенное для этого место. Так осуществляется дзэнский принцип «кёкка-спуко», требующий начинать совершенствование со своих ног. Затем, войдя непосредственно в додзё, кэнси делает ритуальное приветствие ладонями, после чего приступает к переодеванию в белое доги (одежду для осуществления пути), которое у нас неправильно называют кимоно, путая его с традиционной японской одеждой. Затем все вместе приступают к выполнению следующего ритуала дзэн – «сому», суть которого заключается в очищении своей души через очищения места постижения пути. Это не только  устранение пыли и грязи в данном помещении, но и своеобразное выражение благодарности за возможность совершенствовать в нем свой дух и свое тело. После окончания уборки начинается сама тренировка

Так что же такое Сёриндзи-кэмпо? Какова его сущность и цель? Попытаюсь вкратце познакомить с ним поклонников восточных боевых искусств и читателей, интересующихся восточной культурой. «Сёриндзи-кэмпо», (иногда неправильно пишут «Шоринджи-кэмпо») – это японская транскрипция китайского термина «Шаолиньсы-цюаньфа», означающего «искусство кулачного боя монастыря Шаолинь». Однако, хотя в основе системы Сёриндзи-кэмпо лежит техника приемов, передававшихся из поколения в поколение китайскими монахами, китайская и японская системы далеко не идентичны.

История Японского Сёриндзи-кемпо неразрывно связана с именем Сё Досина, родившегося в начале века на Окинаве и умершего в Японии 12 мая 1980 года. Он более 20 лет провел в Китае по заданию японского тайного общества «Кокурю-кай» (Общество Черного дракона). Там он изучал различные стили китайского ушу. В частности, детально постиг технику и особенности «внутренней работы» школы «Кулак Белого лотоса» (Байляньшэ-цюань, по-японски Бякурэнкэн). Затем ему посчастливилось сблизиться с главой школы «Кулак Врат справедливости» (по-китайски Ихэмэнь-цюань), мастером Вэнь Лаоцзуном, и стать его учеником. Эта школа относилась к направлению «Северный Шаолинь». После длительного обучения, почтенный мастер в 1936 году объявил своего ученика (об истинном облике которого он, видимо, не догадывался) своим преемником, 32-м патриархом школы «Ихэмэнь-цюань».

В 1945 году Сё Досин вернулся в Японию, оккупированную после капитуляции американскими войсками. В то время морально-психологическое состояние нации, поставленной победителями на колени, усомнившейся в своих святынях, переживавшей огромные материальные и бытовые трудности, было крайне тяжелым. Особенно плохо обстояли дела с молодежью. Преступления, пьянство, проституция, погоня за сиюминутными удовольствиями, пренебрежение вековыми традициями – вот что увидел Сё. Желая способствовать изменению сложившегося положения, он попытался воздействовать на души и умы молодых людей проповедью религиозно-философских принципов раннего буддизма. Но успеха не добился. И тогда он решил поступить так, как поступил в свое время Бодхидхарма: объединить философию с боевыми искусствами и нравственным образом жизни. Новшество пришлось по вкусу. Юноши и девушки дол отказа заполнили небольшое додзё, названное Сё Х храмом вероучения Конгодзэн и гимнастика Эккингё.

«Конгодзэн» в переводе означает «разум, твердый как алмаз», а «эккингё» - это гимнастика, соединяющая медитацию с физическими упражнениями. В основу системы, которую Сё Досин в 1947 году официально назвал «Сёриндзи-кэмпо», легло учение Бодхидхармы о том, что для достижения просветления в равной мере необходимы железное здоровье, несгибаемый дух и миролюбивый характер. В свою очередь, обретение этих «трех сокровищ» возможно через практику боевых искусств, дыхательно-медитативных упражнений, познание истинной сути буддизма и следование его заветам в своей повседневной жизни.

Общая численность лиц, практикующих Сёриндзи-кэмпо в Японии, составляет сейчас 1 миллион 200 тысяч человек, объединенных в полторы тысячи клубов. В 1984 году была создана всемирная федерация Сёриндзи-кэмпо (Сэкай сёриндзи-кэмпо рэнго), в которую ныне входят более 20 национальных федераций, в том числе из Австралии, Германии, Индонезии, Испании, Италии, Канады, Сингапура, США, Франции, Чили и других стран.

Перейдем теперь к рассмотрению основных характеристик Сёриндзи-кэмпо. Эту систему можно сравнить со светильником, стоящим на трех ногах, символизирующих разум, тело и энергию. Разум – это изучение законов природы и общества, физиологии и  психологии, восточной философии и медицины, стратегии и тактики поединка… Энергия – это развитие биоэнергетических возможностей организма, выработка умений сознательного управлять циркуляцией «ки», направлять ее в любую точку тела и в окружающее пространство. Совершенствование тела осуществляется тремя способами: твердым (гохо), мягким (дзюхо) и методом саморегуляции (сэйхо).

 Раздел «гохо» включает в себя различные защитные действия, такие, как уходы, уклоны, нырки, кувырки, прыжки, блоки и контрудары, выполняемые в ответ на атаки противника. Этот раздел во многом похож на бокс и на каратэ, однако отличий еще больше. Главное из них – гораздо более естественное поведение бойца. Техника «сивари» (разламывания твердых предметов) сюда не входит. С точки зрения Сё Досина, эта техника не соответствует реальности боя, где противник не так тверд, как кирпич или доска, и в то же время движется и старается уклониться от ударов. Тем не менее, результаты применения приемов «гохо» могут быть весьма разрушительными.

«Дзюхо» - метод мягкости, под которым имеется в виду проведение различных бросков и болевых удержаний, освобождение от захватов и контрзахваты, удушения и т. д. Эти приемы могут выполняться почти безболезненно для противника, а могут сопровождаться повреждением суставов и связок, болевым шоком. Степень болевого и травмирующего воздействия на противника определяется степенью его собственной агрессивности.

Метод саморегуляции «сэйхо» объединяет практику сидячей и динамической медитации, практику релаксации, точечный массаж и самомассаж, приемы мгновенного приведения себя в состояние наивысшей боевой готовности. Сюда же входят приемы реанимации и восстановления путем воздействия на энергетические каналы и центры человеческого организма.

Первый из принципов Сёриндзи-кэмпо гласит: «тело и дух едины» (кэн дзэн итиня). Он подразумевает необходимость совершенствования одновременно и тела, и духа, единство боевой техники и нравственности. Это очень важно хотя бы уже потому, что даже боевые искусства во многих случаях предают забвению свою духовную (т. е. Религиозно-философскую) основу. Особенно наглядно это видно в спортивных единоборствах, когда физически переразвитые спортсмены страдают от травм и болезней из-за того, что их психика и нервная система не тренированы. Такова неизбежная плата за пренебрежение верой в высший смысл, медитациями и дыхательными упражнениями. В то же время развитие одних лишь духовных качеств без тренировки тела делает человека физически слабым, а следовательно, и беспомощным перед лицом бездуховного агрессора со стальными мышцами.

Гармоническое развитие духа и тела невозможно без соблюдения трех заповедей: быть доброжелательным, быть мудрым и быть смелым. Быть доброжелательным – значит уважать жизнь во всех ее формах и проявления и особенно уважать человеческую жизнь, самую драгоценную и уникальную во Вселенной. Мудрость заключается в спокойствии, милосердии, уважении и доверии к людям и ко всем другим живым существам. И, наконец, смелость позволяет человеку реализовать свои потенции, претворить в жизнь замыслы и мечты, преодолеть различные препятствия, в том числе успешно противостоять любому нападению. А для того. Чтобы все это стало возможным, требуется крепкое здоровье.

Реализация упомянутых качеств есть не что иное, как самостановление, проповедовавшееся Шакья-муни (Буддой). Он говорил: «Прежде всего, утверди себя. Утвердив себя, помоги утвердиться другому». Таким образом, с позиции буддизма Конгодзэн, процесс самосовершенствования и помощь в его осуществлении другим людям является главной целью каждого сознательного человека. Ибо каковы в своем духовном и телесном состоянии члены общества, таково и оно само. Отсюда вытекает иное, нежели у нас, понимание патриотизма. В нашем обществе патриотизм традиционно понимается, как готовность отдать все силы и даже погибнуть ради какой-то цели или идеи. По мнению Сё Досина, патриотизм – это совершенствование себя, обретения здоровья и силы для помощи людям, окружающим каждого из нас по соседству, на работе, в религиозной общине и т. д. При таком подходе не может быть и речи об утверждении превосходства одной нации или государства над другими.

Другой важный принцип Сёриндзи-кэмпо формулируется следующим образом: «сила и любовь не противоречат друг другу» (рикиай фудзи). Он обосновывает выбор боевых искусств в качестве средства самосовершенствования. Соответственно, вырастает вопрос об отличиях Сёриндзи-кэмпо от спорта (спортивных единоборств) и от традиционного каратэ.

 Спортсмен подвергает себя интенсивным и жестким тренировкам ради достижения личной и командной победы на соревнованиях, происходящим по определенным правилам и под контролем судей. Однако стремление к победе нередко ведет к нарушению олимпийского требования честности, к использованию запрещенных приемов, допинга, психологического и иного давления на соперника и к запредельным нагрузкам в тренировочном процессе. В результате на первый план выдвигается принцип «победа любой ценой», реализация которого связана с разрушением здоровья спортсмена и с его морально-психологической деградацией. В этом случае нет места ни самосовершенствованию, на помощи другому (соперник, как ясно из самого термина, далеко не партнер).

В традиционнои каратэ методы тренинга во многом схожи с теми, которые используются в Сёриндзи-кэмпо. Однако их цели различны. Победа над соперником в каратэ – это его убийство или травмирование, а сам поединок проходит без судей и без каких бы то ни было правил. Цель поединка Сёриндзи-кэмпо определяется полузабытым ныне значением иероглифа «У» (по-японски «бу»): не только «воинское искусство, воинская доблесть, слава», но и «усмирять, гладить, ласкать». Чтобы понять, как объединяются столь разные значения, следует всмотреться в начертание данного иероглифа. Тогда можно заметить, что оно символизирует остановку движения двух копий, направленных друг против друга. Таким образом, подлинный смысл иероглифа «у» (или «бу») – в прекращении поединка двух соперников, в их усмирении.

Для того чтобы это сделать, недостаточно увещеваний или окрика, необходимы огромная сила и высочайшее мастерство, ради обретения которых и тренируются приверженцы Сёриндзи-кэмпо. Из сказанного вытекает следующий принцип: «не убивать, а возрождать противника». Надо не убивать и не травмировать неприятеля, а заставить его ощутить слабость своего тела и духа, задуматься о своем не совершенстве, дать ему возможность встать на истинный путь. В этом плане Сёриндзи-кэмпо аналогично айкидо: противник должен чувствовать себя беспомощным при столкновении с кэнси, убеждаясь на «собственной шкуре» в бесполезности агрессии и в превосходстве гуманизма.

Эмблемой Сёриндзи-кэмпо, как и монастыря Шаолинь, является «мандзи» (на санскрите «свастика»), буддийский символ совершенства. Кратко проанализируем значение этого символа, возбуждающего у наших людей преимущественно негативные мысли и чувства. Вертикальная черта обозначает взаимосвязь неба и земли, а горизонтальная указывает на отношения иньян. Направленность коротких черточек влево олицетворяет движение, мягкость, любовь, сострадание, а их устремленность вправо связывается с постоянством, твердостью, разумом и силой. Таким образом, всякая односторонность является нарушением мировой гармонии и не может привести к вселенскому счастью. Любовь и сострадание без силы и твердости беспомощны, а сила и разум без милосердия и любви ведут к умножению зла.

Фашисты, как известно, избрали своей эмблемой именно правостороннюю свастику, тем самым наглядно выразив свой идеал, извратив заветы древних мудрецов и осквернив сам знак, которому более пяти тысяч лет (именно поэтому эмблемой Всемирной федерации Сёриндзи-кэмпо, в отличие от японской, является четырехлепестковый лотос, в центре которого находится иероглиф «кэн» - кулак). Возможно, что в будущем, когда фашизм окончательно уйдет в прошлое, свастика индусов, мандзи китайцев и японцев, знак солнца древних славян снова обретет свое истинное значение для европейцев.

В японских додзё Сёриндзи-кэмпо всегда присутствуют оба варианта мандзи, левосторонний и правосторонний, причем первый из них является основным, а второй – подтверждающим первый. Сё Досин объяснял это так: «Принципы справедливости на подтвержденные слой – бессильны; сила не следующая принципам справедливости – разбой и насилие». Иными словами, зло, объективно существующее как насилие, жестокость, наглость, безнаказанность и т. д., нельзя остановить одними только уговорами, призывами, моральным осуждением. Ему надо противопоставить силу, действующую во имя гармонии и справедливости. Кэнси носят на левой стороне груди левостороннюю свастику, символизирующую чистоту и возвышенность их помыслов, а правосторонняя скрыта в них самих как их собственная сила и мастерство.

Одной из наиболее существенных особенностей Сёриндзи-кэмпо является тренировка в паре с партнером. Если в японском каратэ и в китайском ушу в основу тренинга положена практика формальных упражнений («ката» или «таолу»), то здесь такой путь изучения техники школы или стиля и повышения уровня мастерства отсутствует. Основным методическим приемом является «куми-эмбу», серия из 10, 20, 40 приемов гохо и дзюхо, выполняемых вдвоем на большой скорости и с высокой точностью. Нападающий (сэмэтэ) осуществляет реальную атаку (удар или захват), а защищающийся (маморитэ) должен мгновенно провести блок-контрудар, болевой прием, бросок или удержание. Контрприемы маморитэ, в отличие от атак сэмэтэ, контролируются, иначе были бы неизбежны травмы. Победа/поражение не определяются. Оценивается точность технического исполнения, скорость и степень реальности.

Когда техника «куми-эмбу» демонстрируется на экзамене, то выставляются баллы, причем сразу обоим партнерам. Если один из них допустил ошибку, то балл снижается обоим. Смысл такого подхода в том, что ни один человек не может жить, а тем более совершенствоваться, в одиночку. Ему обязательно нужен партнер, который знает и умеет больше его, чтобы идти вслед за ним: «Слепой не ведет слепого из леса, они оба упадут в яму». В совместных упражнениях оба партнера повышают свой технический уровень: «я становлюсь сильным и ты становишься сильным». В таком случае 1+1 равняется не 2, а больше. Индивидуализм, стремление быть сильным только «для себя», тенденции «одинокого тигра» в Сёриндзи-кэмпо исключаются. В пределах Всемирной федерации все его адепты – братья и друзья, а не соперники.

Именно поэтому Сё Досин определил путь кэмпо как «осуществление» (=становление) через взаимопомощь, помощь самому себе и слабым. Взаимопомощь является источником развития каждого человека, групп людей, общества в целом. Взаимопомощь символизирует традиционное приветствие Сёриндзи-кэмпо: складывание ладоней пальцами вверх на уровне глаз, при вертикальном положении корпуса, что означает «половина счастья мне, половина тебе». В то же время такая поза демонстрирует уважение к партнеру при сохранении собственного достоинства (никаких поклонов!). Сё Досин считал, что распространение Сёриндзи-кэмпо по всему миру будет способствовать построению идеального общества, основанного на уважении между людьми. Я встречался со многими последователями Сёриндзи-кэмпо, от новичков до обладателей 8-го дана, и должен сказать, что от них действительно веет дружелюбием, мягкостью, желанием помочь и вместе с тем чувствуется скрытая сила. Почти все они любят и ценят искусство, играют на музыкальных инструментах, поют, танцуют, рисуют, пишут стихи и т.д.

Система рангов в Сёриндзи-кэмпо похожа на каратэ. Подготовительный уровень обозначается разрядами (кю) от 6-го до 1-го. Обладатели 6, 5, 4, 3, «кю» носят белый пояс, а 2-го и 1-го – коричневый. (В детских группах цвета поясов иные: белый, желтый, зеленый и синий). Затем следуют инструкторские и мастерские степени (даны), от первой до девятой, все обладатели которых носят одинаковый черный пояс. Впрочем, степени «кю» и «дан» характеризуют только технический уровень. Духовный и теоретический уровень обозначается иначе, цветом грудной свастики. Зеленый цвет – обладатель «кю», черный – первый или второй дан, красный – третий или четвертый дан, желтый – пятый или шестой дан, оранжевый – седьмой или восьмой дан. Руководить филиалом (быть сэнсеем) разрешается при наличии 4-го дана и красной (или желтой) свастики. Это очень важное условие, потому что доверять обучение детей, и взрослых человеку, не обладающему необходимым уровнем духовного, технического  и физического совершенства, опасно. В «лучшем случае» такой человек будет искажать технику школы, в худшем – разрушать здоровье и губить души доверившихся ему людей.

Оценка уровня развития каждого из «кэнси» происходит на экзаменах, проводимых через такие промежутки времени, которые требуются для достижения очередной ступени. Естественно, чем выше эта ступень, тем больше времени требуется для приближения к ней. Экзаменующийся предъявляет личное удостоверение члена японской (или иностранной) федерации, квитанцию об оплате расходов, а затем сдает экзамены по теории. Только после его успешного прохождения разрешается экзамен по технике. В него входят: демонстрация базовой техники (кихон) и работа в паре (куми-эмбу), как заранее подготовленная, так и свободная (дзюкуми-эмбу). Как я уже сказал выше, оценивается чистота выполнения приемов, их скорость и степень реальности. Экзамены на разряды «кю», на первый и второй даны сдают непосредственно в филиалах федерации (т. е. Прямо в клубах) сэнсеям. Начиная со степени 3-й дан, экзамен можно сдать только в главном центре Сёриндзи-кэмпо – «хомбу додзё», находящемся в небольшом городе Тадоцу (префектура Кагава), на Сикоку. По представлению руководителя филиала, или по решению комиссии, кэнси присваивается очередная степень, а в подтверждение этого он получает выписанное от руки каллиграфическим почерком (естественно, иероглифами) свидетельство, с печатью федерации и с личной печатью ее главы. Такова традиция, восходящая к монастырю Шаолинь и к китайским школам, связанным с ним своим происхождением.

Каждая новая степень – это посвящение в новые удивительные приемы и способы воздействия на человека. Достаточно сказать, что обладатель 5-го дана знает менее половины всей техники и методики Сёриндзи-кэмпо. После достижения этого уровня кэнси обязан периодически проходить курсы совершенствования в специальной школе (Сёриндзи-кэмпо будо сэммон гакко). Занятия там включают изучение методов воздействия на энергетические точки и меридианы, а также методов «оживления». Я своими глазами видел, как преподаватель подозвал к себе одного из курсантов и быстрым, легким движением открытой ладони нанес ему хлесткий удар в заднюю часть головы. Ноги курсанта подкосились, он резко побледнел, упал на пол и замер не шевелясь. Тогда преподаватель посадил его на полу, поддерживая коленями, и надавил пальцами какие-то точки возле ушей. Тело курсанта вздрогнуло, он открыл глаза, тряхнул головой и  сказал «аригато» (спасибо) поднялся на ноги.

Для достижения подобных результатов вовсе не требуется лупить кулаками по макиваре, не надо ломать черепицу или кирпичи. Кстати, по поводу разбивания кирпичей Сё Досин как-то сказал: «Чем бить черепицу, лучше накрыть ею крышу. Чем бить кирпичи, лучше построить из них дом». Однако важно, чтобы самые эффективные приемы знали только духовно совершенные люди, с высоким уровнем нравственности. В этом залог того, что они будут служить правому делу. Попади такие методы на вооружение преступников, не оберешься беды. Поэтому в Сёриндзи-кэмпо, как и в древнем Шаолине, действует принцип «невыноса за ворота» (монгай фусюсу), т. е. Принцип неразглашения того, что изучается. Там считается, что за те 15 лет, которые требуются (в среднем) для достижения уровня 5-го дана, кэнси в такой мере постигает мировоззрение Будды и Бодхидхармы, суть учения Конгодзэн, что его можно начинать посвящать в мир тайных техник, собранных Сё Досином за двадцать лет пребывания в Китае. Надо отметить в этой связи, что за свои заслуги в деле возрождения традиций Шаолиня Сё Досин был избран почетным президентом Всекитайского общества традиционных воинских искусств. Ныне делегации японского Сёриндзи-кэмпо всегда желанные гости в Шаолине, а делегации из Шаолиня столь же желанны в Сёриндзи-кэмпо хомбу додзё.

Однако вернемся к тому, с чего я начал свой рассказ. Как мне удалось добиться почти невозможного – вступить в федерацию Сёриндзи-кэмпо? Все началось с того, что японские друзья, посещавшие Одесское отделение общества дружбы СССР – Япония, подарили мне книгу Сё Досина «Введение в Сёриндзи-кэмпо» (Сёриндзи-кэмпо нюмон). К тому времени я уже мог с помощью словаря читать литературу на японском языке, который самостоятельно изучал для постижения каратэ. Ведь общеизвестно, что в 70-е годы литературы о боевых искусствах Востока на русском языке практически не было. Я, как и все тогдашние энтузиасты этих искусств, пытался изучать технику каратэ по разрозненным (и большей частью невежественным) публикациям в газетах и журналах, да по безграмотным «самиздатовским» переводом сочинений западных авторов. У меня появилась навязчивая мысль, что только изучив японский язык, я смогу познакомиться с «истинным каратэ» по первоисточникам. Что я и сделал за три года (1973-76). В то время я учился на биологическом факультете Одесского университета, и хотя было трудно совмещать одно с другим, я все же сдал экстерном экзамен на курсах японского языка в Киеве.

Философия Конгодзэн пришлась мне по душе. Так как кроме философии, в книге были приведены базовые примы, я начал неспеша изучать их с единомышленниками. Однако, зная из книги о принципе «невыноса за ворота» и не имея сведущего партнера понимал, что далеко я не продвинулся. Появилось сильное желание найти учителя. В 1978 году на заседании общества дружбы я познакомился с одним японцем, друг которого состоял в федерации Сёриндзи-кэмпо и имел 2-й дан. Он заочно представил меня Эндо-сэнсею, с которым я завязал переписку. После трех лет обмена письмами  Эндо-сэнсей приехал в Одессу, так как ему было интересно взглянуть на то, как мы изучаем Сёриндзи-кэмпо. Конечно, было много ошибок, чувствовалось влияние каратэ, но в целом облик Сёриндзи-кэмпо просматривался. Эндо-сэнсей указал на ошибки, дал ряд методических советов и очертил направление дальнейшей работы. Вернувшись домой, он написал статью в журнал японской федерации «Арахан» (Архат) об одесских последователях Сёриндзи-кэмпо. Статья называлась «Встреча с одесскими кэнси». Так в 1984 году в федерации узнали, что кто-то в Одессе интересуется кэмпо.

Затем последовали еще несколько лет заочного обучения в составе небольшой группы. Период запрета на занятия каратэ мы пережили, тренируясь подпольно. И вот началась перестройка. Стал возможен выезд в капиталистические страны по личным приглашениям. Эндо-сэнсей прислал мне такое приглашение на съезд Всемирной федерации Сёриндзи-кэмпо, но, как водится в нашей стране, документы оформили с опозданием. Я приехал уже после окончания этого съезда, зато попал на другой съезд Всеяпонской студенческой федерации Сёриндзи-кэмпо, проходившей в Токио, в знаменитом Будокане.

Так как я приехал в Японию по частному приглашению, то полагал, что мои отношения с японцами будут сугубо неофициальными. Однако повсюду меня представляли как «кэнси из Советского Союза», невольно превращая в представителя СССР. Когда Эндо говорил, кто я такой, реакция была одной и той же: пауза недоумения, затем глаза широко раскрывались и следовал поклон, гораздо более низкий, чем я заслуживал. Удивляться было чему: единственный иностранец на этом съезде, из Советского Союза, практикует Сёриндзи-кэмпо, да к тому же еще говорит по-японски! Слух обо мне дошел до самой госпожи Сё Юки-сан, дочери основателя, возглавляющей сейчас Всемирную федерацию. Она передала Эндо-сэнсею просьбу позвонить ей и согласовать время официальной встречи со мной. Так я стал «государственным человеком», совершенно того не желая!

Съезд студенческой федерации представлял собой демонстрацию мастерства студентами различных университетов, а также представителями сил национальной обороны. Тут же многочисленные комиссии ставили оценки за технику и определяли лучшие пары, группы, команды. Примерно треть участников составляли девушки, прекрасно проводившие удары и блоки, захваты и броски, болевые приемы и удержания. Впервые я наглядно смог убедиться в том, что женщина может достигнуть в кэмпо того же, что и мужчина. Съезд для меня стал также местом знакомства с несколькими представителями из Сёриндзи-кэмпо сэммон гакко, специальной школы для обладателей высших данов. Это Косака-сэнсей (6-й дан), преподаватель «сэйхо», очень веселый и контактный человек. Он тут же продемонстрировал на мне, для знакомства, пару приемов болевого воздействия, показав, как двумя пальцами можно бросит человека оземь. Канадзава-сэнсей (6-й дан), специализируется в «кико» (или «киёку»), методах биоэнергетического воздействия, аналогичных китайскому цигуну. Воздействие его «ки» (внутренней энергии) я испытал на себе… Покидая Будокан, я на прощанье прикоснулся к его старым воротам из дуба, окованным железом, как бы вбирая в себя энергию этого удивительного центра (старое здание Будокана сгорело во время войны, и от него остались только эти ворота).

Через несколько дней Эндо-сэнсею сообщили из хомбу-додзё, что мы с ним должны прибыть к президенту ВФСК 12 декабря в 11.00. Так 12 декабря 1989 года первый советский человек преступил порог японского храма Сёриндзи, святого места для каждого, кто является последователем этой системы. Трудно передать словами величественный вид огромного сооружения, сочетающего в себе буддийскую архитектуру и современный японский стиль. Это семь ворот, в том числе главные ворота «ниомон» (ворота стражей), ворота «бякурэнмон» (белого лотоса), ворота «рюамон» (дракона) и другие. Это шестиэтажная башня «дайганто», в которой размещен музей Сёриндзи-кэмпо и его основателя Сё Досина. Это трехэтажная спецшкола для сэнсеев и обладателей высших данов. Это четыре огромных зала для тренировок, вмещающие одновременно полторы тысячи человек. Это также административный центр, снабженный компьютерами, телетайпами и телефаксами, связывающими штаб-квартиру с филиалами по всей Японии и по всему миру. Отсюда рассылается газета «Сёриндзи-кэмпо», журнал «Арахан», учебные пособия с грифом «монгай фусюцу» (для служебного пользования), магнитофонные записи и видеокассеты, эмблемы и т. п. Здесь же находится резиденция нынешней главы вероучения Конгодзэн, президента Всемирной и Японской федерации Сёриндзи-кэмпо, дочери Сё Досина, госпожи Юки-сан (которую сотрудники хомбу-додзё неофициально называют между собой кантё-сэнсей). Все японские преподаватели кэмпо проходят здесь по графику обучение и тестирование, а представители иностранных филиалов сдают экзамены на высшие даны.

Мы приехали на три часа раньше назначенного срока, поэтому я смог побывать во многих помещениях храма. Большое впечатление произвел на меня музей в башне. На каждом этаже там представлены история кэмпо, берущая начало в древней Индии, и жизнь Сё Досина. Например, там находятся копии знаменитых картин из китайского Шаолиня, изображающие занятия кэмпо индийскими и китайскими монахами, личные вещи Сё Досина – его костюм, трость, очки, авторучка, два меча. Много книг по истории, восточной медицине, боевым искусствам и даже советская книга по психофизиологии. Представлены в музее образцы каллиграфии основателя, созданная им тончайшая резьба по слоновой кости и камню. Когда я спросил у Эндо-сэнсея, кто спроектировал и построил храмовый комплекс столь сложной конфигурации, он удивленно посмотрел на меня и ответил, что все это придумал Сё Досин, не обращаясь к профессиональным архитекторам. Он рисовал от руки эскизные изображения будущих сооружений и сам руководил всеми строительными работами.

 Нельзя не упомянуть об экстрасенсорных способностях Сё Досина. Дело в том, что на острове Сикоку, где находится храм, очень мало пресной воды. Поэтому, выбирая место для строительства было жизненно необходимо найти такое, где есть вода. И Сё Досин такое место указал, при бурении скважины действительно пошла пресная бода! Именно здесь, в храме, я окончательно убедился, что Сёриндзи-кэмпо – это целостная, хорошо продуманная система формирования личности, опирающаяся на идеи Будды и Бодхидхармы, но абсолютно современная. Учение Конгодзэн, лежащее в основе Сёриндзи-кэмпо стало достоянием не какой-то замкнутой малочисленной секты фанатиков, а определяет образ жизни миллионов людей по всему миру. Это учение интернационально и гуманистично по своему характеру и стоит выше идеологических и расовых предрассудков.

На территории комплекса, перед входом в храм установлен бронзовый памятник Сё Досину, а его могила находится внутри, в специальном помещении. Он похоронен по буддийскому обычаю, т. е. Тело сожжено, а прах погребен в земле и накрыт каменной плитой. Могила сделана из черного мрамора, с обелиском, в который вмонтирован барельеф Сё Досина. Все приходящие в храм к могиле отдают дань уважения этому выдающемуся человеку, зажигая благовонную палочку в каменной чаше с песком и склоняясь со сложенными вместе ладонями…

Приближалось время встречи, и я начал волноваться. Сбывалась мечта многих лет моей жизни! Когда мы вошли в приемную, девушка-секретарь, одетая в белое тренировочное доги, попросила немного подождать. Когда я невольно взглянул на ее пояс, то удивился. От времени и частого использования он вытерся настолько, что из черного стал почти белым. Как я позже узнал, эта миловидная девушка имела 5-й дан. Так что мало мечтать о том, чтобы твой белый пояс со временем превратился в черный. После этого надо тренироваться с таким рвением, чтобы черный пояс снова стал белым!

Тут нас пригласили войти. Мы вошли в посторонний кабинет, где навстречу к нам вышла госпожа Сё Юки-сан, кантё-сэнсей. Она предложила пройти к отдельному столу, с одной стороны которого сели мы с Эндо-сэнсеем, а с другой – кантё-сэнсей и ее помощник, господин Канадзава-сэнсей (6-й дан). Принесли чашечки с кофе. В знак уважения я преподнес подарки. Кантё-сэнсей с улыбкой приняла их и поблагодарила. Затем я рассказал о своем знакомстве с Сёриндзи-кэмпо, об Одесском отделении общества советско-японской дружбы и о секции кэмпо, которую я веду при нем. Показал фотографии. Затем Эндо-сэнсей достал первые мои письма, с которыми я в свое время обращался к нему и, что меня поразило, передал ей мое письмо с соболезнованиями по поводу кончины Сё Досина в 1980 году. Бумага почти десятилетней давности уже пожелтела от времени. Кантё-сэнсей взяла это письмо, прочла, и на глазах у нее выступили слезы. Только сейчас я понял, почему Эндо-сэнсей не передал мое письмо раньше. Ведь тогда он был «всего лишь» второй дан, и не мог свободно посещать хомбу-додзё, а тем более обращаться прямо к главе федерации. Потом мы приступили к обсуждению возможностей развития Сёриндзи-кэмпо в СССР. Проблема заключалась в том, что обучать кэмпо разрешается только членов федерации, а я таковым на тот момент не являлся. Кроме того, открывать филиалы может лишь человек, имеющий, как я уже говорил выше, соответствующую квалификацию – не ниже 4-го дана, и то с личного разрешения президента ВФСК. Обычно в других странах такими филиалами руководят японцы, имеющие степень не ниже 5-го дана. В нашем же случае ситуация была далеко не стандартной, потому что пригласить к себе на работу японского специалиста мы не могли. После часа разговора было решено принять конкретное решение после того, как я изучу Устав ВФСК и дам подробный ответ на все поставленные вопросы.

Через несколько дней Эндо-сэнсей сообщил мне, что хомбу-додзё готовит большую телепередачу, в которой предстоит участвовать и мне. Я должен дать интервью и продемонстрировать приемы. Сначала у меня похолодело внутри от этого известия, но потом я подумал, что так нужно для укрепления дружбы между нашей страной и Японией, и для развития сотрудничества одесских и японских кэнси. Интервью снимали на видно прямо в комнате, где я жил, среди множества книг и журналов, которые я изучал там. Затем вместе с оператором мы поехали в частное додзё Танимура-сэнсея, где приняли вместе с Эндо-сэнсеем участие в тренировке, заснятой на пленку.

Уже после возвращения в Одессу я получил по почте удостоверение члена Японской федерации Сёриндзи-кэмпо, с местом регистрации в г. Асигара, и квалификационное удостоверение «первый кю». Эти документы дают право тренироваться в любом филиале ВФСК по всему миру, и в то же время обязывают в определенные сроки проходить стажировку и сдавать квалификационные экзамены. Сейчас я отправляюсь в новую поездку, в Японию для сдачи экзамена на первый дан.

Еще позже я получил кассету с видеофильмом, демонстрировавшимся по первой программе японского телевидения, и разосланным во все филиалы Всемирной федерации. Обо мне там было сказано следующее: «Благодаря перестройке, один советский человек посетил хомбу-додзё и встретился с кантё-сэнсей. Он кандидат биологических наук, самостоятельно изучил японский язык, а теперь изучает Сёриндзи-кэмпо. Его учитель – Эндо-сэнсей. Его цель – распространить кэмпо в СССР».

__________________

saratov-hapkido.ru