Техника Кёнг Му Кван хапкидо (броски, сваливания и т.д.)

Здравствуйте!
Смотрю, "техника хапкидо" - не очень популярный раздел, а должен быть самым популярным. Наверное все всё знают и умеют.
Потому хочу задать пару вопросов. Нас с Максимом интересуют две техники. Первая - палькумчи миро танджиги, как она должна выполняться по канонам. Есть ли резонанс или при помощи  жёсткого болевого воздействия, куда направлять усилие и пр.
Вторая - хомульги, наз. в айкидзюцу  - айки нагэ, в айкидо - коккю нагэ. Игорь Анатольевич, Мастер когда-нибудь объяснял суть этих техник и принцип их исполнения, тонкости, акцентировал на них внимание?
С уважением, Шатохин, заранее благодарен.
__________________

Путь это постижение истинного смысла жизни чрез воинскую практику. (М. Ояма)

S.I.A. аватар
По поводу популярности и всё умения вы к сожалению во многом правы. Вначале человек учится у нас, потом он сам себя убеждает в том, что всему уже научился у нас, потом начинает мнить себя великим и начинает учить нас. Это традиционная схема деградации, но, к сожалению самая распространённая. Но не будем об этом, это уже и так утомило всех.
Я так сказать без вашего позволения, выделил ваши вопросы в отдельную тему, поскольку они оба имеют отношение именно к броскам.
В этом сообщении отвечу на первый вопрос. В следующем на второй. Просто вопросы интересные, и главное они в своё время и у меня возникали, поэтому я их и задавал Мастеру Киму.
Но прежде чем отвечать на эти вопросы, хочу напомнить некоторые принципы в ХКД, поскольку моё пояснение будет как обычно строится именно на этом. Принципы известны всем, это круг, треугольник, квадрат. Мы не будем останавливаться на духовных аспектах этих фигур, которыми зачастую перегружены пояснения различных сенсеев и сабумов в аналогичных системах боя. Да и сам некогда этим грешил. А будем их применять в качестве совершенных фигур геометрии применяемых в самой биомеханике движений. А философский смысл будем затрагивать только в качестве привычного дополнения, и дабы совсем не скатываться к банальности.

Итак. Очень коротко.
Круг (спираль) – постоянное вращение. Или другими словами, источник постоянных техник.
Треугольник – аспект потока КИ, или простым языком углы показывают направление движений в технике, поскольку является самой устойчивой фигурой.
Квадрат – самая контролируемая фигура, и следовательно, используется для лучшего контроля в технике.
Философия.
Круг – объединение небес или энергии. Внутренняя сила.
Треугольник – человек. Объединяет внутреннюю и внешнюю силу (энергию).
Квадрат – земля. Внешняя сила.
Тактика.
Круг – перемещение и движение.
Треугольник – Атака и направление действий в атаке.
Квадрат – удержание и контроль.

Выполнение.
Есть три основных способа выполнения любой техники.

Первый – инерционный.
Плюсы: Позволяет выполнять технику в полную силу и скорость в тренировочном процессе без травм. Очень быстрый и хорошо используется на противоходе. Красивый, и поэтому хорош для показательных выступлений.
Минусы: При достаточном опыте или сопротивлении противника практически сложно применим.
Данным способом зачастую сложно воспользоваться, если у человека были в прошлом серьёзные травмы. (Пример: Привычная травма голеностопа или серьезная травма колена, не полный сгиб в коленном суставе из за индивидуальных особенностей человеческого организма связанных с возрастными особенностями или даже с банальным избыточным весом. Не даст возможность выйти вниз на требуемую позицию для выполнения таких техник как например мельница в базовом выполнении. Аналогичное касается и привычного вывиха плеча, или плохой подвижности в лучезапястном или плечевом суставе связанными с травмами в прошлом.).

Второй – силовой.
Плюсы: При невозможности выполнить технику чисто, всегда возможно воспользоваться альтернативной техникой. Позволяет выполнять технику в полную силу и скорость в тренировочном процессе.
Минусы: Требует хорошей физической подготовки. По этой причине этим способом зачастую грешат новички и молодые, подменяя силой недостаток техники и опыта, а так же спортсмены борцы в прошлом. Но молодость не вечна, а физическая сила со временем уходит. Так же как и в предыдущем случае, данным способом зачастую сложно воспользоваться, если у человека были в прошлом серьёзные травмы. (Пример: Лёгкая компрессионная травма позвоночника в прошлом не позволит выполнять многие броски на хорошей скорости, например всё та же мельница, бросок через спину, бросок через плечо, бросок скручиванием и т.д.)

Третий – болевой. (За счёт болевого контроля или воздействия).
Плюсы: Идеальный вариант выполнения любой прикладной техники. Действует против любого, даже хорошо подготовленного противника. В боевой ситуации, позволяет выполнять технику на любой – необходимой скорости.
Минусы: Почти полностью исключает возможность отработки на больших скоростях в тренировочном процессе с неподготовленным напарником. В большинстве случаев очень некрасиво смотрится со стороны и поэтому совершенно не подходит для показательных выступлений и рекламных видео.

К этим трём основным можно добавить ещё несколько, и я бы их отнёс к разделу вспомогательных, поскольку они позволяют усилить воздействие, скорость, инерционность и т.д. при выполнении самой техники, при этом без изменения основных принципов и содержания. Например:
- С понижением ЦТ. Один из самых распространенных. Очень часто его так же используют в качестве компенсации недостатка в технике. На показательных выступлениях, поскольку придаёт больший лоск технике со стороны. Позволяет применять технику на сопротивляющемся противнике. Хорошо подходит для усиления воздействия самой техники. И т.д. Этот метод скорее можно отнести к положительным, нежели к отрицательным. Но увлекаться им на начальном этапе обучения, на мой взгляд не стоит, поскольку привыкая к лёгкому исполнению техники, человеку будет в будущем сложно работать в стойке. Суть заключается в том, что во время выполнения броска вы сильно понижаете свой ЦТ за счёт того, что опускаетесь на одно колено, на оба, или вообще заваливаетесь всем телом использую всю массу своего тела. Данный способ безусловно хороший и эффективный. Но в некоторых случаях ставит под угрозу того, кто данную технику выполняет. Например, при выполнении техники с постановкой на одно колено, из этого положения после броска легко выйти в стойку, но говоря об остальных двух, с постановкой на оба колена или полностью заваливаясь, чревато последствиями в реальном бою против нескольких противников. Лично я предпочитаю всегда оставаться стоять твёрдо на ногах, личная практика научила работать именно в таком русле. Что не говорит о том, что я не использую и этот метод. Просто стараюсь с ним не увлекаться. Лучше знать, чем не знать.

Ну вот, так сказать вводный курс. К самой технике перейду в следующем сообщении.
__________________

S.I.A.

S.I.A. аватар
Переходим к самой технике. Хочу сразу сказать, что у меня у самого по этой технике было много вопросов к Мастеру Киму, поэтому в своё время я очень детально его об этом у него спрашивал.
В своих пояснениях буду в скобках обозначать те самые фигуры (круг, треугольник, квадрат) которые должны быть. Для удобства чтения, их можно просто пропускать.
Так же буду использовать сокращения: Атакующий – А, Защищающийся – З.

ПХАЛЬКУМЧХИ МИРО ТОНЖИГИ – Бросок толчком в локоть. (Базовый вариант).
ИП. А - левая нога впереди (Ап – чэсэ). Атакует захватом правую руку противника.
З – параллельная стойка (Нарани – чэсэ).
Выполнение:
Выполнить шаг левой ногой вперёд поставив её на линию передней ноги противника. (треугольник между двумя стопами З и одной стопой А) Одновременно выводим руку из захвата. ( Два круга. Первый в вертикальной плоскости, второй в горизонтальной). Одновременно выполняем перехват руки А в области запястья, свой свободной левой рукой. Не прекращая движения поднимаем своей левой рукой левую руку противника на высоту его плеча и отводя её максимально в сторону (образуя 4 стороны квадрата в горизонтальной плоскости: 1-ваши плечи, 2-ваша левая рука, 3-левая рука противника, 4-пространство между левым плечом противника и вашим правым – ваш контроль противника. И образуем треугольник: 1 угол - заднее плечо противника, 2 угол – переднее плечо противника, 3 угол – ваш захват левой рукой правую руку противника, он же является тем самым углом направления движения начального вывода из баланса ЦТ противника. ).
(прим. В базовом исполнении на начальном уровне, только отводится рука противника в сторону. В базе на продвинутом уровне для цветных поясов, добавляется удар ребром правой ладони по корпусу противника наотмашь, изнутри наружу).
Далее. Выполняем шаг правой ногой вперёд, ставя стопу на линию сзади стоящей ноги противника. Одновременно подставляя свою правую руку снизу под локоть руки противника (2 пальца выше локтевого сустава). Своя рука в плоскости с телом противника, ладонь большим пальцем вверх. Ваш ЦТ по середине вашей стойки. Указательный палец вашей свободной руки образует вершину треугольника, которая показывает направление движения.
Само выполнение осуществляется давлением (толчком) вашего плеча вперёд в направлении указательного пальца вашей свободной руки в область локтевого сустава противника.
Давление осуществляется путём вращения по спирали (кругу) переводя плоскость вращения из горизонтальной в вертикальную плоскость. При этом, рука поворачивается в плоскости круга указательным пальцем вниз, образуя дугу из плеча и предплечья и принимая форму как в выходе на базовую страховку. Одновременно усиливаем давление (толчок) путём притягивания своей левой рукой руку противника к себе и подавая свой ЦТ вперёд, путём сгиба в коленном суставе своей впереди стоящей правой ноги – вперёд. И переводя своё тело в единую плоскость, тем самым образуя жёсткое положение.

Выше описанный способ выполнения броска относится к инерционному.
При силовом исполнении рука противника прислоняется обеими вашими руками к своему корпусу до начала броска, а не во время его выполнения. Тем самым вы включаете всю массу своего тела и соответственно физическую силу.
При болевом воздействии, эта техника выполняется с некоторыми дополнениями в виде ключевых моментов болевого воздействия. Такими как:
- Вместо подставки своей руки снизу под руку противника, вы выполняете удар рукой (плечом) в локтевой сустав противника.
- Вместо плавного давления (толчка) но с быстрым нарастанием в скорости, вы используете резкий рывок (толчок). Тем самым повреждая локтевой сустав противника в самом начале выполнения техники. Дабы избежать его сопротивления.
- Вместо разворота своей правой руки указательным пальцем вниз, вы захватываете свободную правую руку противника (образуя треугольник), и прижимаете её к его телу. Тем самым образуя квадрат, что увеличивает фиксацию противника, не даёт ему возможность уйти на страховку при недостаточной подготовке. И один из самых главных моментов, эта фиксация исключает возможность выполнения каких либо действий своей правой рукой у противника.

Вот как бы базовое исполнение со всеми фигурами и ключевыми моментами, и другие способы выполнения данной техники, но уже не в базовом исполнении.
Базовый способ обязателен для правильной постановки движка школы.
Силовой метод, я бы не стал рекомендовать в качестве базового но при этом он необходим в качестве альтернативного и в качестве расширения возможностей.
Болевой, самый действенный и самый подходящий для реального применения. Но при этом его необходимо полностью исключить на начальных этапах обучения и подготовки, поскольку он неизбежно приведёт к травмам при не достаточной подготовки тренирующихся.
Естественно что все три способа выполнения техники, должны изучаться, и соответственно могут объединяться между собой. Говоря об опытных практиках ХКД, то они должны владеть всеми тремя способами, уметь их применять как по отдельности, так и в совокупности, а главное уметь переходить от одного к другому в зависимости от ситуации и противника.
Всё выше сказанное актуально для большинства техник.

Ну вот, не знаю на сколько смог доходчиво пояснить на бумаге, писатель из меня не очень. Как говориться краткость сестра таланта, а коротко писАть у меня не получается. Но на тренировке ученикам поясняю именно так.
Говоря про пояснения техник Мастером Кимом, то он всегда даёт базовый метод, но когда я ему задаю вопрос, так сказать про другие варианты с дополнениями по технике и показываю свою технику, одновременно задаю вопрос: -Можно ли так выполнять? Или это не правильно? Он отвечает: -ноу проблем. И качает одобрительно головой. Потом подходит и показывает альтернативные варианты выполнения той или иной техники. Т.е. даёт понять, что есть базовое выполнение. А есть индивидуальное выполнение техники в зависимости от физических и возрастных особенностей организма человека. Главное чтобы это соответствовало технике ХКД, и соответствовало тем самым принципам – Круг, Треугольник, Квадрат. Ну и главное - техника должна действовать.
__________________

S.I.A.

 Большое спасибо, теперь надо в зале переварить именно в этом русле.
__________________

Путь это постижение истинного смысла жизни чрез воинскую практику. (М. Ояма)